По неофициальной информации, спутник «Экспресс AM2», который работал в позиции 80 гр.в.д. перестал «отзываться» на команды с Земли.
Таким образом всё вещание в Ku-диапазоне с этой орбитальной позиции может быть прекращено на неопределённый срок. Позиция 80 градусов восточной долготы является воистину проклятым
местом для нашей отечественной спутниковой орбитальной группировки.
Вспомним, что до конца 90-х в этой позиции работали «Горизонты» и уже
тогда в этой точке стали возникать проблемы. Например, у последнего «Горизонта» меньше чем через год после запуска «отвалился» Ku-диапазон. "Первый
блин комом" вышел и у первого аппарата серии «Экспресс», который
полетел менять «Горизонт» — запуск спутника в эту орбитальную позицию
закончился неудачей… Если покопаться в истории, то можно многое
вспомнить про злоключения российских спутников в этой орбитальной
позиции. Предпоследний аппарат «Экспресс-6A» тоже не от хорошей жизни
был заменён в начале 2005-го года «Экспрессом-AM2». Да, как не
печально это признавать, но спутник, который почти год мучался на
орбите нормально проработал на ней примерно 3 года. После этого и его
накрыло «проклятие 80-ого градуса». И теперь, вместо обещанных 12 лет
гарантированного срока службы мы больше не принимаем сигнала с него на
четвёртом году работы на орбите.
Интерес к этому спутнику
конечно же связан с пребыванием на нём третьего по количеству абонентов
DTH-проекта «Орион-Экспресс», а также нескольких отдельных открытых
телеканалов и интернет-сервисов. Один из интернет-сервисов, кстати,
касается государственной программы по подключению VSAT к учреждениям
образования.
Но аудиторию нашего сайта конечно же волнует
в первую очередь судьба платного пакета «Орион-Экспресс». Т.к. в случае
окончательной потери спутника (о ней официально может быть сообщено
в полдень 10 марта) без просмотра телеканалов пакета останутся десятки
тысяч абонентов. Что будет дальше с вещанием? Есть ли варианты, куда
его можно перебросить до прибытия нового спутника на 80 E.
Сразу
хочу сказать, что для дальневосточных регионов «европейский» пакет
скорее всего будет утерян окончательно. Но у них есть свой, «Восточный
Экспресс». А что делать «европейцам»?
Самым лучшим вариантом для
продолжения вещания пакета является конечно же «Экспресс AM-22»
в позиции 53 гр.в.д., если судить по карте покрытия и по орбитальной
позиции. Но есть ли свободное место на этом КА — большой вопрос.
Тоже самое касается и спутника «Экспресс AM-1». Кстати, этот аппарат тоже чуть не вышел из строя на этой неделе.
В
плане «Экспрессов» как фантастический, но вполне реальным вариантом
можно назвать работу в этой позиции нового спутника «Экспресс AM-44».
Но этот вариант хоть и реален, но на самом деле близок к фантастике.
Хотя напрашивается — ибо точка 80 гр.в.д. является для России ключевой.
Что
можно «перегнать» в 80 E, кроме нового «Экспресса»? «Экспресс-AM33».
Вот только зона покрытия уже не та будет, да и с вещателями, которые
обосновались на спутнике что делать?
И всё. В ближайших
«окресностях» спутников, способных решить «проблему 80 градусов» нет.
Остаётся ждать европейский спутник «Eutelsat W1», но его смена ещё даже
не выведена на орбиту.
Куда может перейти «европейский» пакет
«Орион-Экспресс» в плане зарубежных спутников? Вариантов-то здесь много
— можно, например, временно «пересесть» на интелсатовский 66-градусник
или ещё лучше позиция у Intelsat-12. Можно, конце концов купить на
несколько месяцев ёмкость на Eutelsat W4A, который скоро прибудет
в позицию 36 гр.в.д. Но относительно этой орбитальной позиции наиболее
адекватной выглядит вариант «срочной» отправки Sesat-1 в позицию 80
гр.в.д. Увы, но этот спутник сейчас хорошо загружен и этот вариант тоже
можно отнести к нереальным.
Одним словом, вариантов много.
Каковы будут официальные решения и от владельцев умершего «Экспресса»
и от руководства «Орион-Экспресса» мы должны узнать в самое ближайшее
время.
P.S. Хочу обратить внимание, что официальной информации по спутнику пока нет.